• Консультации аграриев в Черкасской ТПП
  • Новые возможности аграриев в 2019 году

Юридическая фирма Результат консультирует членов Черкасской торгово-промышленной палаты по изменений в земельное законодательство

Новые возможности аграриев в 2019 году или как получить дополнительную тысячу гектаров

Юридическая фирма Результат 28 февраля 2019 провела учебно-информационное мероприятие в формате круглого стола, во время которого управляющий партнер фирмы Максим Полишкевич поделился основными аспектами Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, совершенствование правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине »(далее — Закон № 2498-VIII).

По мнению Максима Полишкевича, основным преимуществом изменений, которые произошли, является внесение ясности в вопрос о коллективной собственности. Так, партнер во время своего доклада распределил понятия про невостребованные, нераспределенные паи и землю, не подлежит делению. Нераспределенным является земельный участок, который вошел в площади земель, подлежащих распределению, но не был выделен владельцу земельной доли (пая), неистребованным есть такой участок, на который получено документы, удостоверяющие право на земельный участок, или земельную долю (пай) не была выделена в натуре (на местности). Что касается земли, которая не подлежит делению, то в соответствии с положениями Закона № 2498-VIII, она переходит в коммунальную собственность. В статье 7 Закона Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» определен четкий перечень таких земель, а именно:

  • деградированные, малопродуктивные, техногенно загрязненные сельскохозяйственные угодья, подлежащие консервации;
  • заболоченные земли;
  • земли, на которых расположены разведанные месторождения полезных ископаемых общегосударственного значения, запасы которых утверждены в установленном законодательством порядке;
  • земли под полезащитные лесные полосы;
  • земли под водными объектами;
  • земли под хозяйственными путями, пролетами, полевыми дорогами, в том числе проектируемыми в проекте землеустройства по организации территории земельных долей (паев)
  • земли, которые согласно закону не могут находиться в частной собственности;
  • земли под зданиями, сооружениями, другими объектами недвижимого имущества;
  • земли, которые передаются в запас и резервный фонд;
  • другие земли несельскохозяйственного назначения.

В зависимости от вида участка коллективной собственности отличается и способ оформления права пользования ею. Так, невостребованные и нераспределенные паи должна передавать в пользование соответствующая территориальная община на срок до регистрации права собственности собственником земли. Особый порядок получения в пользование земель, не подлежащих делению. Территориальная община села, поселка, города должна сначала зарегистрировать за собой право собственности на участок на основании технической документации по инвентаризации земельного участка и Закона № 2498-VIII. После этого соответствующий совет территориальной общины имеет право распоряжаться землей как коммунальной собственностью, то есть передавать его в собственность или пользование.

Отдельно Максим Полишкевич остановился на вопросе массивов земель сельскохозяйственного назначения. В действующем законодательстве появилось четкое формулирование определения массива таких земель и были описаны особенности его инвентаризации:

а) основанием для проведения инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения являются:

  • для земель государственной собственности — решение органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять распоряжение земельным участком;
  • в других случаях — решение сельского, поселкового, городского совета, на территории которой находится массив;

б) при проведении инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения осуществляются мероприятия по:

  • внесение в Государственный земельный кадастр сведений о сложившихся земельных участках, сведения о которых не внесены в Государственный земельный кадастр;
  • формирование невостребованных (нераспределенных) земельных участков;
  • формирование земельных участков сельскохозяйственного назначения под полевыми дорогами;
  • формирование земельных участков сельскохозяйственного назначения под полезащитными лесными полосами и другими защитными насаждениями, которые ограничивают массив и земельные участки, расположенные вдоль массива.

С принятием Закона №2498-VIII появилась и конкретика по полевым дорогам и лесополосам. В частности определено, что передача в аренду земельных участков государственной или коммунальной собственности под полевыми дорогами, проектируемыми для доступа к земельным участкам, осуществляется при условии обеспечения бесплатного доступа всех землевладельцев и землепользователей в принадлежащих им земельных участков для использования их по целевому назначению. Земельные участки под полевыми дорогами, расположенные в массиве земель сельскохозяйственного назначения (кроме полевых дорог, ограничивающие массив), могут использоваться землевладельцем (землепользователем) как для прохода (проезда) к другим земельных участкам, расположенных в таком массиве, так и для выращивания сельскохозяйственной продукции . Земельные участки под проектными полевым дорогам отныне могут передаваться в аренду смежным землевладельцам / землепользователям без земельных торгов.

Также законодатель нормировал вопрос обмена правами аренды. В случае если собственник земельного участка, который находится внутри единого массива, используется совместно собственниками земельных участков или другими лицами для ведения товарного сельскохозяйственного производства, изъявляет желание использовать принадлежащую ему земельный участок самостоятельно, он может обменять его на другой земельный участок на границе этого или другого массива.

Коротко Максим Полишкевич описал алгоритм обмена.

Во-первых, необходимо направить землепользователю (владельцу) ходатайство об обмене земельными участками в пределах одного массива, добавив 2 проекта договоров субаренды (указывается условие, по которому прекращение действия одного договора — прекращает действие другого; обязательное условие обмена — участки на одном массиве и их нормативно-денежная оценка отличается не более чем на 10%). Во-вторых, контрагент или подписывает договор, или обращается в суд и суд признает договор заключенным. В-третьих, регистрируем иное вещное право, после чего сообщаем собственника земельного участка о заключенном договоре субаренды.

Отдельные преимущества определены в Законе №2498-VIII про мелиораторов. Следовательно, владельцы или пользователи, в частности арендаторы земельных участков, на которых осуществляется гидротехническая мелиорация, имеют право требовать компенсацию понесенных расходов по гидротехнической мелиорации смежных земельных участков в случае, если такие земельные участки не находятся в их пользовании. Компенсация производится в денежной форме за один год в течение года, следующего за годом, в котором наступили расходы по мелиорации и оплачиваются владельцем или пользователем, в том числе арендатором смежного земельного участка.

Сравнительную таблицу в Закон №2498-VIII можно посмотреть ТУТ.

 

ВСЕ НОВОСТИ